Опыт внедрения систем ГЛОНАСС мониторинга транспорта подсказывает основные требования к техническим решениям контроля расхода топлива: надежность функционирования и однозначность показаний.
Большинство компаний предлагает типовое решение с датчиками контроля уровня топлива в баке на весь автопарк предприятия – от грузовых автомобилей до спецтехники.
На наш взгляд к технике необходим индивидуальный подход.
Особенности эксплуатации систем контроля топлива на тракторах и спецтехнике:
- Топливные баки имеют несимметричную форму. Вот, например, топливные баки Амкодор, МТЗ-82 и John Deere:
После установки датчика уровня топлива в такой бак мы получим примерно похожий график объема топлива в баке:
В системе контроля расхода топлива важна определенность. Не допускать сомнений в результатах работы системы. Это сложно сделать когда мы получаем подобные графики. Когда мы имеем дело с хищениями топлива очень важно не допустить подрыва авторитета системы. А это может происходить, когда удается систему контроля расхода топлива “обмануть”, продолжать хищения (пусть и в меньшем размере). Особенно неприятно, когда по вине системы происходит наказание невиновных лиц. Мы не видим мелких хищений топлива непосредственно из бака, не говоря уже о том, что водитель может сливать из обратной магистрали через небольшое сечение.
Кроме того, затраты времени на анализ тоже имеют материальное выражение. На этом графике – 2 часа работы техники, и мы можем изучать его в течение 2 минут. За несколько лет работы системы может накопиться целый месяц работы диспетчера!
2. Интенсивная эксплуатация техники. Большой расход топлива.
Возможность сливать топливо в небольших количествах при интенсивной эксплуатация техники с большим расходом дает эффект масштаба, в результате чего хищения топлива составляют сотни литров в месяц на единице техники.
3. Размытость установленных норм расхода топлива.
В отличие от линейных норм расхода топлива, характерных для перевозки грузов, сложно назначить адекватную норму на моточас либо на обработку гектара. Во-первых, сложно определить количество отработанных моточасов, во-вторых расход на моточас (либо на гектар) нередко зависит от качества выполняемой работы. Изменение заглубления плуга либо отвала бульдозера существенно меняет расход топлива. Эти “хитрости” можно увидеть только по графику часового расхода топлива.
График часового топлива может быть построен только с помощью датчика расхода топлива. Формально он может быть получен и при установке датчика уровня топлива, но ввиду применяемого усреднения данных по датчику уровня топлива (период усреднения от 3 до 10 минут) использовать его для контроля расхода топлива на отдельных операциях очень сложно.
Поэтому, мы рекомендуем подключить к используемым терминалам мониторинга дифференциальные датчики расхода топлива Eurosens Delta в тех случаях когда:
- За месяц расход топлива на единицу рассматриваемой техники превышает 1000 литров.
- Топливные баки имеют сложную форму либо списание топлива идет по моточасам, либо площади обработки.
- Вас в самом деле интересует точный расход топлива и невозможность его хищений.